ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЧКА УЧИТЕЛЯ
Закрыть

Кузнецов Виталий Владимирович
УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Публикация (2017 г.): [Открыть...] (Документ MS Word 2010, 893 Kb)

Публикация: [Открыть...]

УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
в Губернаторском Светленском лицее

1.Главный принцип занятий – не навредить и знать особенности организма подростков. Если совсем не обращать внимания на развитие физического качества, который естественно в данном возрасте не совершенствуется, то можно получить не сбалансированный прирост двигательных качеств. Чрезмерное увлечение силовой подготовки в некоторые возрастные периоды, может приводить к снижению выносливости, а преобладание упражнений на выносливость будет тормозить нормальное развитие силы. Надо внимательно следить и контролировать нагрузки и реакцию организма на них. В начале подросткового возраста нередко снижается выносливость. При воспитании этого качества значение бега трудно переоценить. Постепенное увеличение объема в сочетании с умеренной интенсивностью работы обеспечит базу для развития всех физических качеств, повысит физическую и умственную работоспособность. Скоростно-силовые упражнения чередуя с чисто силовыми. И в этом мне служат турники и шведские стенки. Используют гантели, облегченные штанги, гири различные утяжелители и тренажеры. Все это дает значительный эффект.



Важно учитывать эмоциональный компонент в жизни подростков, поэтому подвижные спортивные игры становятся особенно привлекательными. Я обучаю технике спортивных игр с младшего школьного возраста, популярна лапта, волейбол, баскетбол, а так же подвижная игра с условным названием “регби” (вызывает особый восторг потому, что в ней минимум ограничений в правилах и игровых действиях). Спортивные игры сами по себе требуют развития всех физических качеств, но все же нельзя ожидать, что все без исключения ученики будут качественно и сбалансировано развивать физические качества только с их помощью. Игры эффективно помогают воспитать ловкость, координацию движений и чем раньше ребенок возьмет в руки мяч – тем лучше! Я сам являюсь учащимся, на сколько гармонично помогают спортивные игры развивать физические качества.

2.Когда в тематический план занятий я включил элементы самбо и рукопашного боя, с целью самообороны, то определяющим в методике уже стало не сообщение готовых знаний (мы не говорим о технике) и тут задача не сводиться к высокой моторной плотности занятий и большим физическим нагрузкам. Главным становиться получение определенных знаний прикладного характера, практических умений, и освоение двигательных действий необходимых в жизни. Здесь имеет место самостоятельный анализ – где, как и когда можно применять свои знания и умения. И это огромный стимул к самосовершенствованию.
Отдельно хотел бы остановиться на воспитании физических качеств на уроках физической культуры и внеклассных занятиях.



Занимаясь физическими упражнениями можно воспитать правильную осанку и дыхание. Укрепляя мышцы спины статическими и динамическими упражнениями. А так же в сочетании с обучением верхнему и нижнему дыханию. Очень важно знать, и всегда это подчеркиваю ученикам, что двигательные действия обязательно должны сочетаться с правильным дыханием. Теоретические знания о формировании неправильной осанки и практические умения, и способы профилактики – залог успеха в этом направлении.
Всегда говорил о пользе занятий на свежем воздухе и, начиная с сентября, уроки проводятся на школьном дворе, либо на стадионе (лапта, легкая атлетика, футбол, лыжные прогулки). О пользе закаливающих процедур, которые учащиеся должны знать, и о принципе постепенности в этом вопросе, так же проводятся специальные беседы в рамках уроков физической культуры.
Уровень развития двигательных качеств у девочек во всех возрастных группах ниже, чем у мальчиков, причем с возрастом это различие увеличивается. Поэтому важно соблюдать подход к воспитанию двигательных качеств и дозировать нагрузку.

3.Нужна ли Вам физическая культура? Зачем вам нужна физическая культура? Как поддержать свое здоровье и быть в хорошей физической форме? Для чего нужно быть здоровым, активным и благополучным человеком?
Эти и многие другие вопросы я задаю своим ученикам на занятиях. Многолетняя педагогическая практика показала, что эффективность одной методики проведения занятий, должна дополняться и гармонично складываться в решение задач, которые ставит учитель, с целью всестороннего охвата в обучении и воспитании.



В своей работе предполагаю стремление к тому, чтобы ученики четко представляли себе цели и задачи занятий, понимали связь между средствами и задачами, осознавали то, что предстоит делать.

Объясняю целесообразность своих действий, т.е. добиваюсь осмысленного участия в уроке. Естественно сохраняя метод занятий, могу менять его форму. Например, сообщать новые знания, подводя итоги урока, делая выводы. Допустим на уроке, идет работа по увеличению скорости (пробегания коротких отрезков). Время пробегания фиксируется секундомером. После 3-4х пробегов скорость падает. В этот момент рассказываю, развитие быстроты эффективно, если занимающийся находиться в неутомленном состоянии, снижение скорости говорит о наступающем утомлении.

Получение учениками знания и осознание смысла занятий – это стержень на котором можно в будущем добавлять не менее важные элементы самостоятельности и свободы в освоении упражнений и воспитании слаборазвитых физических кондиций. Предварительно определяя двигательную подготовленность учеников “как правило по тестам” выявляют слабые, сильные стороны их подготовки. Затем ставлю перед каждым индивидуальные задачи, помогая подобрать средства для их решения. Контролирую ход выполнения учениками своих заданий.

Время все ставит на свои места. Вот и у лицейских учащихся теперь есть спортзал – мечта многих поколений выпускников. Это новая ступень на пути к тому, чтобы жизнь в нашей школе стала разнообразней, многогранней. Что бы главной задачей физической культуре в школе стала сохранение здоровья детей, привлечение молодого поколения к здоровому образу жизни и регулярным занятиям физическим совершенствованием стала еще реалистичнее. Любите спорт – это прекрасно!

Учитель ФК Кузнецов В.В.